125212, Москва, Ленинградское шоссе, дом 46+7 (925) 518-1225, +7 (977) 919-0331

Поиск по сайту

 

Вопросы государственного контроля и надзора при проведении проверок деятельности автошкол: проблемы, пути их решения

Анна Николаевна Никифорова. Главный специалист-эксперт отдела контроля качества образования Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области.

 

На основании ст. 28.1 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании» Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области осуществляются переданные полномочия: государственный контроль (надзор) в области образования, лицензирование образовательной деятельности организаций осуществляющих подготовку водителей транспортных средств.

На сегодняшний день на территории Ульяновска и Ульяновской области функционируют 49 организаций осуществляющих подготовку водителей транспортных средств различных форм собственности, не считая мест дислокаций.

За 2010, 2011 года были проведены плановые и внеплановые, выездные и документарные проверки, на основании плана проверок юридических лиц (в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»), обращений граждан, поручению прокуратуры Ульяновской области. Общее число данных проверок: 14 плановых (задачи проверок: соблюдение условий ведения образовательной деятельности в соответствии с нормативами, предусмотренными лицензией учреждения; соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования при оказании организацией платных образовательных услуг) и 16 внеплановых по различным основаниям (задачи проверок: установление исполнения предписания органа государственного контроля (надзора); установление соблюдения требований учета, выдачи и хранения документов государственного образца об образовании; установление соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников федеральным государственным требованиям в части полноты реализации образовательных программ подготовки).

С ноября по декабрь 2011 года Комитетом проводился мониторинг автошкол. Целью данного мониторинга было обобщение информации о полноте реализации образовательных программ подготовки водителей транспортных средств, качество образования выпускников автошкол Ульяновска и Ульяновской области.

Мониторингом были охвачены все организации осуществляющие подготовку водителей транспортных средств на территории г. Ульяновска и Ульяновской области включая 80 фактических мест осуществления образовательной деятельности.

Критерии мониторинга:

  • анализ нормативно-правовой базы, по которой работают автошколы;
  • обеспеченность учебными материалами, техническими средствами обучения, информационными материалами, учебными материалами для проведения предмета «Первая помощь»;
  • обеспеченность учебно-методической документацией для полноты реализации программ;
  • обеспеченность автошкол транспортными средствами, автодромами для прохождения практической части программы;
  • образовательный ценз преподавателей теории и мастеров производственного обучения (инструкторами по вождению), укомплектованность штата организаций осуществляющих подготовку водителей транспортных средств;
  • состояние делопроизводства в организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств.

В ходе проведения проверок и мониторинга были выявлены типичные нарушения в деятельности автошкол: (можно подразделить на задачи проверок)

В части соблюдения условий ведения образовательной деятельности в соответствии с нормативами, предусмотренными лицензией учреждения

  • не соблюдается срок освоения образовательной программы, предусмотренной лицензией (нарушение Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 3266–1 (пп. 2 п. 3 ст. 32);
  • не переоформлено приложение к лицензии в связи с вступлением в силу Приказа Минобрнауки РФ от 18.06.2010 № 636 «Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий» (наименование и объем часов образовательных программ различных категорий, например: «В,С»);
  • образовательный процесс ведется по адресу, не указанному в лицензии образовательного учреждения (нарушение Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 3266–1 (п. 2 ст. 33.1).
  • освоение образовательной программы подготовки водителей транспортных средств осуществляется не в полном объеме в практической части, что свидетельствует о нарушении нормативных сроков освоения образовательных программ, предусмотренных лицензией образовательного учреждения (нарушение Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 3266–1 (пп. 2 п. 3 ст. 32);
  • в образовательном учреждении условия трудовых договоров педагогических работников противоречат требованиям трудового законодательства (нарушение п.3 ст.56 Закона РФ от 10.07.1992 3266–1 «Об образовании»);
  • не соблюдается контрольный лицензионный норматив образовательного ценза педагогических работников, предусмотренный приложением к лицензии на осуществление образовательной деятельности (нарушение требований Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н);
  • материально-техническое обеспечение образовательной деятельности не соответствует требованиям, установленным Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории «B», утвержденной Приказом Минобрнауки РФ от 18.06.2010 № 636 (нарушение пп.1 п.2 ст.32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании»);
  • образовательной организацией не обеспечена открытость и доступность информации, перечень которой установлен законодательством Российской Федерации (нарушение с пп.1 п.4 ст.32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании»);
  • не обновляется в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений информация об образовательной организации, которая подлежит размещению и обновлению на официальном сайте образовательного учреждения в сети «Интернет» (нарушение с п. 5 ст.32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании»).

соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования при оказании организацией платных образовательных услуг;

  • освоение образовательной программы подготовки водителей транспортных средств категории «В» осуществляется не в полном объеме в практической части, что свидетельствует о нарушении нормативных сроков освоения образовательных программ, предусмотренных лицензией образовательного учреждения;
  • отдельные договоры на оказание платных образовательных услуг не содержат даты заключения, стоимость обучения, сроки начала обучения; договоры, заключенные с курсантами, прошедшими обучение (нарушение п.3 ст.46 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании», Правила оказания платных образовательных услуг);
  • материально-техническое обеспечение образовательной деятельности не соответствует требованиям, установленным Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории «B», утвержденной Приказом Минобрнауки РФ от 18.06.2010 № 636 (нарушение пп.1 п.2 ст.32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании»).
  • на сайте образовательной организации не обеспечена открытость и доступность информации, перечень которой установлен законодательством Российской Федерации (нарушение с пп.1 п.4 ст.32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании»).

установление соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников федеральным государственным требованиям в части полноты реализации образовательных программ подготовки

  • не обеспечено функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования (нарушение Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 3266–1 (п. 24 ст. 32);
  • освоение образовательной программы подготовки водителей транспортных средств осуществляется не в полном объеме (нарушение пп.2 п. 3 ст.32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании»);
  • материально-техническое обеспечение образовательной деятельности не соответствует требованиям, установленным Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории «B», утвержденной Приказом Минобрнауки РФ от 18.06.2010 № 636 (нарушение пп.1 п.2 ст.32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании»);
  • в образовательной организации отсутствуют программы, учебный план (нарушение п.1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании»);
  • нарушение в оформлении документов подтверждающих обучение курсантов (Несвоевременность оформления: приказов, несоответствие списочного состава групп, отсутствуют графики практического вождения;график практического вождения составлен без учета времязатрат на прибытие и убытие с автодрома, находящегося в достаточной удаленности от автошколы, не содержат сведений об инструкторах, учебном автотранспорте, времени вождения; индивидуальные карточки учета вождения заполнены не в соответствии с графиками практического вождения, либо заполнены частично, где-то не проставлены отметки, пропущены подписи или даты, не подсчитано итоговое количество часов; журналы учета теоретических занятий заполняются не своевременно и не в соответствии с тематическими планами рабочих программ; используются изготовленные типографским способом журналы учета теоретических занятий с заполненными заранее страницами согласно тематическим планам рабочих программ и количеством часов по учебным планам, отсутствует отметка об общем объеме прочитанных часов, не заполнена страница, содержащая итоговые сведения по успеваемости курсантов, не заполнены страницы по отдельным учебным дисциплинам, отсутствуют подписи преподавателей напротив отдельных тем, содержаться недопустимые исправления, две и более группы ведутся в одном журнале, правая и левая стороны журнала не совпадают по количеству часов, не прописаны практические занятия; в экзаменационных ведомостях и книгах выдачи свидетельств об окончании обучения отсутствуют подписи курсантов полностью либо частично, при этом в ряде автошкол данные курсанты: не допущены к комплексному экзамену; допущены, но не сдали; получили свидетельства несвоевременно; в бланке экзаменационной ведомости добавлена строка о результатах сдача экзаменов в ГИБДД, данные сведения не внесены в ведомости).

За проверяемый период, было составлено 7 протоколов об административных правонарушениях из них:

  • 4 протокола по ч. 3 ст. 19.20 «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)», результат: 2 организации оштрафованы), деятельность 1 организации приостановлена на 30 суток;
  • 3 протокола по ч. 2 ст. 19.30 «Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации», результат организации оштрафованы.

Данные проблемы (нарушения) возникли у организаций осуществляющих подготовку водителей вследствие:

  • правовой безграмотности руководителей автошкол;
  • отсутствия квалифицированных педагогических кадров;
  • отсутствия контроля со стороны администрации данных организаций.

Не стоит забывать, что организация осуществляющая подготовку водителей транспортных средств (автошкола) – это образовательная организация, основной целью которой является ведение образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования, требования к которым установлены действующим законодательством в сфере образования. В связи с чем, компетенция образовательного учреждения предусмотренная статьёй 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании» подлежит исполнению со стороны автошкол. Одним из пунктов данной статьи (пп.24 п. 2) предусмотрено «обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении».

В ходе проведения внеплановых проверок с целью установления соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников федеральным государственным требованиям в части полноты реализации образовательных программ подготовки), мониторинга с целью обобщения информации о полноте реализации образовательных программ подготовки водителей транспортных средств, качество образования выпускников автошкол Ульяновска и Ульяновской области было установлено, что ни одна из организаций не осуществляет должного контроля за организацией и ведением образовательного процесса, результатами сдачи экзаменов в ГИБДД, данный факт подтверждает отсутствие системы внутреннего мониторинга качества образования.

С целью устранения выявленного пробела в деятельности организаций осуществляющих подготовку водителей транспортных средств и обязательного его устранения, Комитетом одним из пунктов предписания было выставлено нарушение пп.24 п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании». За неисполнение или ненадлежащее исполнение в срок настоящего предписания предусмотрена административная ответственность по части 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Система внутреннего мониторинга качества образования позволяет:

  • проследить динамику усвоения теоретической и практической частей образовательной программы;
  • оценить успешность сдачи экзаменов в ГИБДД;
  • определить перспективы, направления работы педагогического состава образовательного учреждения по повышению качества образования обучающихся;
  • своевременно осуществлять контроль за ведением делопроизводства;
  • вести учёт о необходимости пополнения и обновления материально-технической, учебно-методической и нормативно-правовой базы.

Согласно пп. 2 п. 3 ст.32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса и качество образования выпускников.

Понимая и осознавая сложность, новизну и актуальность данной работы, необходимость её выполнения, Комитетом проведена работа по разработке положения о мониторинге качества подготовки водителей, в которое было заложено:

  • понятия мониторинга и качества образования;
  • цели и задачи;
  • чётко описана организация и технология мониторинга.

Реализация данного положения и программы, в которой определены формы, сроки, порядок проведения мониторинга, поможет выстроить единую целостную систему функционирования внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

С целью устранения выявленных проблем Комитетом проводится комплексная работа по устранению выявленных нарушений в форме семинаров-совещаний, авторских мастер-классов, индивидуальной работы и другие формы работы с руководителями автошкол и работниками данных организаций.

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам (499) 159-7679, (925) 518-1225 моб., (977) 919-0331 моб., а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика