Актуальные вопросы реформирования системы подготовки водителей транспортных средств
Татьяна Вячеславовна Шутылева. Президент МААШ.
На состоявшемся очередном заседании Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, состоявшемся
Как
Безусловно,
Но
- Полностью изменилась процедура получения лицензии образовательными учреждениями. Лицензии стали бессрочными
и выдаются теперь путем документарной проверки. - Принятые документы отменили обследование материально-технической базы автошкол органами ГИБДД.
- Как следствие ослабления контроля стало появление большого количества новых «игроков»
на рынке оказания услугв автоподготовке. Появился даже новый термин – «портфельныеавтошколы» — организации, получившие лицензии по предоставлению документов, так называемых «портфелей», ине имеющие ни соответствующих условий,ни материально-технической базы,ни преподавательского состава. - Следствием такого явления стала невозможность нормального функционирования нормальных автошкол, добросовестно выполняющих все лицензионные условия
и требования, вкладывающих финансовые ресурсыв развитие материальной базы,в применение инновационных методики т. д. Выполнение учебных программ стало приноситьсяв жертву конкурентному снижению цени борьбе за каждого клиента. Поскольку «Портфельные» автошколы идутна неадекватное снижение ценза счет невыполнения программ по вождению, то самым уязвимым местомв подготовке начинающего водителя стал дефицит навыков практического вожденияв условиях реального дорожного движения. - При этом ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»и Кодекс Российской Федерацииоб административных правонарушениях», вводящий новые регулятивные нормыи отменяющий самоподготовку,до сих порне принят. - При этом «Барьер», который должен
был бы отсеивать «слабоезвено» — кандидатов водители, недостаточно владеющими навыками управления – осталсятем же. Я имею ввиду экзамен. Барьер этот низкий, планку, безусловно, надо поднимать.Чем выше будет планка, тем более качественно будут готовить автошколы. Поскольку сегодня процесс обученияв силу нашего менталитета нацелен именнона экзамен. - Сложившаяся ситуация привела
к тому, чтов настоящее времяна ниве автоподготовки процветают «пирамиды», возникшие ещев конце 90-х годов, существующиена несовершенстве законодательства, толкующие нормативно-правовые актыв свою пользу, заманивающие учеников
- низкими ценами,
- короткими сроками,
- массой дополнительных услуг,
- большим количеством филиалов.
Безусловно, речь идет
Приведу некоторые цифры только по Москве:
- В настоящее время
в Москве функционируют265 имеющих лицензию образовательных учрежденийи организаций, занимающихся подготовкой водителей транспортных средств различных категорий. - Средняя пропускная способность автошкол, имеющих лицензию, ориентировочно,
200000 человек в год. - По данным ГИБДД Москвы за
2010 г. общее количество граждан, получившихводитель-ские удостоверенияна право управления автомототранспортными средствами, составляет 146000. - Из них
32000 водительских удостоверений получено после самоподготовки, что составляет почти 22%.
Таким образом,
Из чего можно сделать вывод
Кроме того,
С целью защиты коммерческих интересов таких организаций создано даже несколько
Одна
Обобщая все вышеизложенное, можно смело говорить,
Теперь обо всем по порядку.
C 1-го января вступил
Лицензия
Вслед
Вступило
Практически одновременно вышло Положение
Настоящее Положение установило порядок осуществления государственного контроля (надзора)
4 мая
Данный Федеральный закон ввел новые нормы по порядку осуществления лицензионного контроля.
Обратимся
В частности, в п.
«В отношении соискателя лицензии, представившего заявление
о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявлениео переоформлении лицензии…, лицензирующим органом проводятся документарные проверкии внеплановые выездные проверки без согласованияв установленном порядкес органом прокуратуры.»
Таким образом, возникло противоречие
ФЗ «Об образовании – документарные проверки, а ФЗ «О лицензировании отдельных видов
В связи
«В связи
с вступлением в действие Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011) «О лицензировании отдельных видов деятельности»(далее — Закон) просим дать разъяснение по вопросу возможностии обязанности проведения лицензирующим органом внеплановых выездных проверок лицензиатов при подаче ими заявленияна переоформление лицензии.Пунктом
2 статьи 19 Закона предусмотрено, чтов отношении соискателя лицензии, представившего заявлениео предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявлениео переоформлении лицензии,в случаях, предусмотренных статьями13 и 18 настоящего Федерального закона, лицензирующим органом проводятся документарные проверкии внеплановые выездные проверок без согласованияв установленном порядкес органом прокуратуры.Статья
18 Закона регулирует вопросы порядка переоформления лицензии.Статья
19 Закона регулирует вопросы порядка организациии осуществления лицензионного контроля.Согласно части
2 указанной статьи Закона,в отношении соискателя лицензии, представившего заявлениео предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявлениео переоформлении лицензии,в случаях, предусмотренных статьями13 и 18 настоящего Федерального закона, лицензирующим органом проводятся документарные проверкии внеплановые выездные проверки без согласованияв установленном порядкес органом прокуратуры.Согласно части
3 указанной статьи Закона,в соответствии с частью 2 настоящей статьи [статьи 19] основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата является представлениев лицензирующий орган заявленияо предоставлении лицензии или заявленияо переоформлении лицензии.Согласно части
5 указанной статьи Закона, предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиатав случаях, предусмотренных частями7 и 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности,и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работниковв целях оценки соответствия таких объектови работников лицензионным требованиям.Между тем, подпунктом 3) пункта
4 статьи 1 Закона предусмотрено, что особенности лицензирования,в том числев части, касающейся порядка принятия решенияо предоставлении лицензии, срока действия лицензиии порядка продления срокаее действия, приостановленияи возобновления действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности,а именно: 3) образовательная деятельность
(за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимисяна территории инновационного центра «Сколково»).В свою очередь, пунктом
1 статьи 33 Закона РФ «Об образовании» установлено, что Положениео лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации. Таковым является «Положениео лицензировании образовательной деятельности», утвержденное Постановлением Правительства РФ № 174 от 16.03.2011 г.Согласно п.
19 указанного Положения, при рассмотрении вопросао предоставлении лицензии или переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии,в случаях, предусмотренных подпунктом 1) пункта9 статьи 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании», лицензирующий орган проводит проверку полнотыи достоверности сведенийо соискателе лицензии или лицензиате, содержащихсяв представленных соискателем лицензии или лицензиатом заявлениии документах, возможности выполнения ими лицензионных требованийи условий. Указанная проверка проводитсяв документарной формена основании сведений, содержащихсяв представленных соискателем лицензии или лицензиатом заявлениии документах, а также на основании сведений, полученных лицензирующим органомот иных органов исполнительной власти.Таким образом,
из сопоставления ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Закона РФ «Об образовании» и «Положенияо лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 174 от 16.03.2011 г., усматривается противоречиев части проведения исключительно документарной формы проверкиили же возможности или обязательности проведения выездной внеплановой проверки лицензиата, при подаче им заявленияна переоформление лицензии.В связи
с изложенным, просим разъяснить, могути должны ли проводиться лицензирующим органом внеплановые выездные проверкив отношении лицензиатов — образовательных учреждений, подающих заявлениео переоформлении лицензии».
В соответствии
«К отношениям, связанным
с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона; № 294-ФЗс учетом особенностей организациии проведения проверок, установленных частями2–10 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ».
Поскольку и
Настоящие методические рекомендации разработаны
- Перечень нормативно-правовых актов, которыми должны руководствоваться лицензирующие органы при проведении плановых
и внеплановых, документарныхи выездных проверок. - В каких случаях предусмотрено приостановление, возобновление, прекращение действия
и аннулирование лицензии. - Каковы основания для включения учебной организации
в план проведения проверокна соответствующий календарный год. - Полномочия лиц, осуществляющих проведение проверки, эксперты
и экспертные органы. - Перечень оснований проведения внеплановой выездной проверки по лицензионному контролю без согласования
с органами прокуратуры. Подробное описание лицензионных условий. Оформление результатов проверки (даны примерные формы экспертного заключенияи акта проверки). - Меры по усилению контроля
за соблюдением лицензионных требованийи условий при осуществлении образовательной деятельности.
Продолжим.
Российским союзом автостраховщиков (РСА) разработаны, согласованы с ГУ ОБДД МВД РФ
Сейчас Европротоколом пользуются незначительное число (всего 4%) водителей, при этом ожидание прибытия ГИБДД
Это возможно сделать, если сумма ущерба
Специалистами МААШ проведена экспертная оценка представленного документа.
В методике подробно разъясняется,
Далее.
Межрегиональная ассоциация автошкол (МААШ) совместно
Таким образом, суммируя результаты проведённого опроса руководителей образовательных учреждений, занимающихся подготовкой
- По мнению профессионального сообщества сферы подготовки
и переподготовки водителей транспортных средств, экзаменатор может быть допущенк приёму квалификационных экзаменовв возрасте не менее 30 лет, с высшим или средним профессиональным образованием, имеющий водительское удостоверение той категории, по которой проводится экзаменс водительским стажемне менее 5 лет и имеющий свидетельствона право обучения вождению автомобиля. - Экзаменатором
не имеет права быть или должен быть переведёнв другую службу сотрудник ГИБДД, систематически нарушающий ПДД или лишённый права управления транспортным средством. - В службе ГИБДД должна быть организована система специальной подготовки
и периодического повышения квалификации экзаменаторов, проводящих квалификационные экзаменыв ГИБДД на право управления транспортными средствами. - Низкое качество подготовки водителей лежит
в основе высокой аварийностина дорогах России. Основная причина плохой подготовки водителей являются низкие требования, предъявляемыек кандидату в водители на квалификационных экзаменах. Причин этого две: качество методики проведения квалификационных экзаменови квалификация экзаменаторов. - Качество управления автомобилем
в реальных условиях движения экзаменатор определяет экспертным методом. Точность экспертных оценок зависитот квалификации, которая приобретается путем специальной подготовкии повышается по мере приобретения опыта управления автомобилем.Не менее важени жизненный опыт. Поэтому экзаменаторне может быть молодым, должен приобрести опыт управления автомобилем, пройти специальную подготовкуи продемонстрировать свое умениена экзамене. - Очевидно, что экзаменатор должен демонстрировать безопасное поведение
в дорожном движении. - Проведенный опрос подтвердил изложенное выше.
Это означает, что назрела серьезная реформа системы проведения квалификационных экзаменов.Опыт ЕС показывает, что интенсивный рост безопасности дорожного движения начался после принятия решений, направленныхна повышение качества подготовки экзаменаторови методики приема экзаменовв реальных условиях движения.
И, наконец,
Почему так важен сегодня этот документ?
Потому что, как уже отмечалось, квалификационные экзамены
Безусловно, необходимо единство требований
В первоначальном проекте данного документа предполагалось действие одновременно двух различных методик: выполнение 3-х из 5-ти упражнений
МААШ провела Всероссийский опрос независимого мнения профессионального большинства
- «Остановка
и трогание на подъеме» — 97,5% - «Въезд
в бокс» — 95% - «Параллельная парковка задним
ходом» — 92% «Змейка» — 90%«Разворот» — 73%- «Проезд регулируемого
перекрестка» — 68% «Старт» — 45%«Финиш» — 43%- «Проезд пешеходного
перехода» — 35% - «Аварийная
остановка» — 32% - «Повороты на
90 градусов» — 31% - «Проезд нерегулируемого железнодорожного
переезда» — 30% - «Полоса
разгона» — 25%
В Оргкомитет Всероссийского семинара поступило большое количество вопросов, отзывов
В связи
Безусловно, нельзя решить все вопросы
Сегодня нам необходимо ставить вопрос
Для выработки долгосрочной концепции необходимо сформировать Всероссийский экспертный Совет по организации
Основными задачами деятельности Совета определить:
- Объективный анализ
и оценку существующей ситуации; - Разработку
и внесение на рассмотрение в органы государственной власти, концепции реформирования системы подготовкии допуска водителейк управлению транспортными средствами; - Разработку
и внесение на рассмотрение в органы государственной власти новых, основанныхна принятой концепции, проектов нормативно-правовых актов, регулирующих сферу подготовкии допуска водителейк участию в дорожном движении; - Объединение усилий государственных органов
и общественных организаций для достижения поставленных целей. - Информационное сопровождение деятельности Совета.
По итогам работы семинара нам необходимо обратиться
Диалог
23 ноября
Участники встречи обсудили ряд проблемных вопросов, касающихся подготовки кандидатов
Стороны договорились
- 8 февраля г.
в Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России состоялась рабочая встречас первым заместителем начальника ГУОБДД В. В. Швецовым; - 28 февраля в
г. Казани в рамках II Международной научно-практической конференции состоялся «круглый стол» по проблеме «Обеспечение безопасности жизнедеятельностина дорогах»; - 13 марта
в Отраслевом Научно-Методическом Центре Министерства транспорта РФ состоялась рабочая встреча по вопросу выработки долгосрочной концепции реформирования системы подготовкии допуска водителейк управлению транспортными средствами; - 14 марта
в Главном управлении по безопасности дорожного движения МВД России при участии представителей Рособрнадзора, Минтрансаи Минобрнауки России, прошло совещание по рассмотрению требованийк образовательным учреждениями организациям, осуществляющим подготовку (переподготовку) водителей транспортных средствв соответствии с решением Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения от13 февраля 2012 года.
Мы надеемся
И,