125212, Москва, Ленинградское шоссе, дом 46+7 (925) 518-1225, +7 (977) 919-0331

Поиск по сайту

shutyleva

 

Т. В. Шутылева
Президент МААШ

 

Уважаемые коллеги!

От имени Межрегиональной ассоциации автошкол сердечно приветствую всех участников Всероссийского семинара руководящих работников автошкол.

Ежегодное проведение Семинара стало нашей доброй традицией.

В этом году проведение Семинара обусловлено коренными изменениями нормативно-правовой базы подготовки водителей транспортных средств.

Присутствие на нашем семинаре представителей лицензионных отделов регионов, представителей региональных экзаменационных подразделений ГИБДД, руководителей многих общественных объединений говорит о серьезности стоящих перед нами проблем.

За последнее время принято достаточно большое количество документов, регламентирующих деятельность автошкол.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 сентября 2008 года № 278 были введены в действие согласованные с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ «Примерные программы подготовки водителей транспортных средств различных категорий»

0042-3 04

12 декабря утверждены «Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами. Требования к квалификации педагогических кадров»

Приказом Министерства образования и науки от 20 января 2009 года № 6 введены в действие Примерные программы переподготовки водителей транспортных средств различных категорий.

0042-3 08

В настоящее время в НИЦ БДД ведется работа над проектом новой методики приема квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами различных категорий. Подробную информацию о процессе работы над методикой мы получим от начальника отдела НИЦ БДД Савина Бориса Матвеевича.

0042-3 090042-3 10

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных документах.

 

Примерные программы подготовки водителей ТС. Категория «В»

Положительным моментом, безусловно, явилось привлечение общественных объединений к работе над новой редакцией программ. Так в рабочей группе были представлены РОСТО, МААШ, Ассоциация автошкол Москвы, юношеская ассоциация и другие.

Главное отличие новой программы «В» от старой – уменьшение часов на теорию и увеличение часов на вождение, с 32 до 50, в основном по городу. Сокращение теоретического курса (приблизительно вполовину) произошло, в частности, за счет такой дисциплины, как «Устройство и техническое обслуживание транспортного средства». Некоторые метаморфозы претерпел и предмет «Правила дорожного движение» — теперь он называется «Основы законодательства в сфере дорожного движения», хотя, строго говоря, содержание и подход к его преподаванию в связи с этим серьезно не поменялись. Также программа содержит новые темы по основам безопасного управления автомобилем и формирования бесконфликтного поведения на дороге.

А вот чего она не предусматривает, так это часы на сдачу экзамена в ГИБДД, и это представляет на сегодняшний день отдельную проблему, о которой мы подробнее будем говорить в ходе семинара. Есть и другие проблемы. Ни для кого не секрет, что состоявшийся пересмотр содержания обучения автошколах – это лишь «косметика», а не капитальный ремонт, в котором они на самом деле нуждаются.

Безусловным плюсом новых программ является возможность применения в процессе обучения современных технических средств. В перечне учебных материалов для подготовки водителей ТС говорится, что практически любое учебно-наглядное пособие может быть представлено в виде плаката, стенда, фильма, электронного учебного издания.

В связи с этим в МААШ разработана новая электронная программа «Интерактивная модульная система обучения», которая позволяет сделать процесс обучения интересным, наглядным, с широкими возможностями моделирования.

0042-3 11

В связи с введением в действие новых программ в соответствии с письмом Минобрнауки до 1 марта 2009 года учебные организации должны были представить документы для подтверждения предельной численности контингента обучающихся.

Подробнее о переходе на новые программы подготовки сегодня мы услышим от специалиста отдела организации экзаменационной работы ГИБДД Москвы Самсонова Романа Александровича.

 

В связи с введением новых примерных программ возникло множество вопросов, например:

1. Почему Приказ № 278 от 30.09.2008 года «О введении в действие примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий», обязывающий все автошколы страны соблюдать некий перечень минимальных требований к содержанию Программ подготовки водителей, в нарушение действующего законодательства не прошел регистрацию в Минюсте и, таким образом, имеет чисто ведомственный характер? Ведь он вводит «нормы, обязательные для организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего нормативный правовый акт» (п.12 «Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Приказ Минюста от 04.05.2007 № 88).

2. Почему в нарушение Ст.15 п.3; Ст.32. п.16 закона «Об образовании» о том, что образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности аттестации обучающихся, в Примерных программах подробно расписывается периодичность, объем и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации?

3. Почему в нарушение Ст.28 закона «Об образовании» о полномочиях федеральных органов государственной власти в сфере образования, к которым относится в частности «установление федеральных требований к образовательным учреждениям в части, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», экспертизу минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений осуществляет ГИБДД?;

4. Почему в нарушение Ст.32. п.14 закона «Об образовании» Примерная программа ограничивает численность учебных групп до 30 человек?

5. Почему в нарушение Ст.32 п.5 закона «Об образовании» мастеру производственного обучения подробно предписывается методика обучения и содержание контрольных занятий?

6. Что означает утверждение «К обучению на учебных маршрутах допускаются лица, знающие требования Правил дорожного движения» (?!). В каком объеме? Надо ли знать правила буксировки, проезда железнодорожных переездов и т. д.?

7. Что такое «Свидетельство действующего образца»? Как это соотносится с законом «Об образовании» Ст.27. п.1?

 

Следующий документ – это требования к техническому оснащению автошкол, которые в соответствии с этими требованиями должны иметь теперь целый ряд специализированного оборудования:

8. Является ли введение в действие с 01.07.2009 года новых «Требований к образовательным учреждениям и организациям по их оснащению техническими средствами» основанием для пересмотра лицензионных требований к автошколам, имеющим действующую лицензию?

9. Если нет, то тогда в чем обоснованность и необходимость этих очень жестких требований в обеспечении успешной организации учебного процесса?

10. Как быть с положением закона «Об образовании» Ст.33. п.10 и соответствующей статьей «Положения о лицензировании образовательной деятельности» «Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение.». Очевидно, что если сохраняются старые лицензии, (а их большинство) то с 01.07.2009 года это положение применительно к вновь выдаваемым лицензиям в части вновь установленных Требований невыполнимо.

11. Когда выйдет новое «Положение о лицензировании»? Какие в него будут заложены основные отличия от действующего?

12. Автошколам предписано в обязательном порядке иметь в наличии «Методические рекомендации, утвержденные заинтересованными федеральными органами исполнительной власти» Существуют ли на сегодняшний день эти методические рекомендации?

13. Как совместить постоянно ужесточающиеся требования к осуществлению учебного процесса автошколами с очевидным фактическим признанием того, что тот же экзамен в ГИБДД на право управления транспортным средством вполне можно успешно сдать и без применения в процессе обучения всех этих т. н. «обязательных условий обучения»?

 

Аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств водителя

Подробнее информацию о работе с различными видами АПК мы получим во время проведения мастер – класса под руководством кандидата психологических наук, доцента факультета психологии Исайчева Сергея Александровича.

0042-3 12

Проблемы:

14. Существует ли методика применения результатов тестирования на АПК в процессе обучения?

15. Приведенный список тестируемых качеств является открытым или закрытым, минимальным или максимальным?

16. Когда будут утверждены технические требования к АПК?

17. Существуют ли на сегодняшний день АПК, к которым уже утверждены технические требования, и кто является их производителем?

18. На базе каких именно научных методик, школ, направлений, должны функционировать АПК?

19. Кто будет осуществлять экспертизу и выдавать заключение о пригодности новых предлагаемых производителями АПК? Какой будет эта процедура для производителей? Что это будет за документ?

20. Где можно ознакомиться с ходом проведения эксперимента по внедрению АПК в процесс обучения, с использованной методикой оценки результатов эксперимента, с собственно результатами эксперимента?

21. Существуют ли сегодня в стране организации-изготовители АПК, способные обеспечить все 8000 автошкол России необходимым количеством АПК к 01.07.2009 г., организовать их сервисное обслуживание, обучение персонала.

22. Если нет, то тогда зачем дискредитировать вводимый в действие документ его заведомым невыполнением?

23. Что делать, если учащийся отказывается проходить тестирование на АПК?

24. Кто и как будет контролировать использование установленного АПК в учебном процессе?

 

Далее. В соответствии с принятыми требованиями каждое учебное ТС должно быть оборудовано Аппаратно-программными комплексами аудио-видеорегистрации , включающими:

  1. Многоканальный модуль фиксации изображения;
  2. Блок управления для фиксирования нарушений;
  3. Видеокамера для наблюдения за панелью приборов;
  4. Видеокамера для наблюдения за органами управления;
  5. Видеокамера с микрофоном для наблюдения за действиями водителя и пассажиров;
  6. Видеокамера для наблюдения за проезжей частью;
  7. Органы управления системой;
  8. Набор кабелей обеспечивающих функционирование АПК;
  9. Монитор;
  10. Считывающее устройство;
  11. Программное обеспечение;
  12. Документация по эксплуатации оборудования.

Эта информация есть у вас в раздаточных материалах.

0042-3 130042-3 14

Большой опыт работы в течении 2-х лет с видеорегистраторами накоплен в Краснодарском крае.

С октября 2007 года в экзаменационных подразделениях края при приеме экзаменов используется система объективного контроля. Интересная цитата из доклада советника начальника ГУВД по Краснодарскому Краю по БДД Фомина Александра Федоровича:»Первоначально использование системы в экзаменационной работе привело к резкому снижению (до 5% от сдававших) количества кандидатов в водители, сдавших квалификационные экзамены с первого раза. Однако в последующем данный показатель увеличился и стабилизировался на отметке 30–40%.

Существенную роль сыграло внедрение руководителями автошкол аналогичных технических средств при практическом обучении вождению автомобиля. Данная техника позволяет руководителям осуществлять не только объективный контроль за полнотой выполнения программ подготовки, но и путем разбора каждого занятия проводить обучение не по шаблонам, а применительно к каждому обучаемому с учетом их индивидуальных способностей.»

0042-3 150042-3 16

Проблемы:

25. Как соотносится требование оснастить учебный автомобиль аудио-видеорегистраторами с перечнем оборудования учебного автомобиля, утвержденным Постановлением правительства РФ № 1090, в котором данное требование отсутствует?

26. Как быть автошколам, у которых автомобили приобретены в кредит, и прокладка кабелей связи внутри приборной панели автоматически приводит к лишению страховки, гарантии и, как следствие, расторжению кредитного договора с банком?

27. Какова методика использования аудио-видеорегистраторов в процессе обучения водителей? Кто ее разработчик?

28. Где можно ознакомиться с ходом проведения эксперимента по внедрению аудиов-идеорегистраторов в процесс обучения, с использованной методикой оценки результатов эксперимента, с собственно результатами эксперимента?

29. Может ли аудио-видеорегистрация процесса обучения быть принудительной по отношению к конкретной личности?

30. Будут ли экзаменационные подразделения ГИБДД требовать предоставления видеозаписей процесса обучения каждого ученика при регистрации группы?

31. Если да – то какова ответственность автошкол за отказ ученика от аудио-видеорегистрации внутри салона автомобиля?

32. Когда будут утверждены технические требования к аудио-видеорегистраторам?

33. Существуют ли на сегодняшний день АПК аудио-видеонаблюдения, к которым уже утверждены технические требования, и кто является их производителем?

34. Кто будет осуществлять экспертизу и выдавать заключение о пригодности новых предлагаемых автошколам аудио-видеорегистраторов? Какой будет эта процедура для производителей? Что это будет за документ?

35. Кто и как будет контролировать использование или нет установленных аудио-видеорегистраторов в учебном процессе при том, что даже при использовании DVD-дисков фиксация процесса обучения одной группы 30 человек займет не менее 300 дисков?

36. Обязана ли автошкола предоставлять на экзамен в ГИБДД специальным образом оборудованный автомобиль?

37. Почему за проведение экзамена в ГИБДД гражданин платит государству установленную государством цену, а о предоставлении автомобиля он должен договариваться с автошколой о цене за эту услугу. А если они не договорятся о цене, гражданин лишается возможности сдать экзамен в ГИБДД?

38. На чем могут сдать экзамен в ГИБДД лица, прошедшие самостоятельную подготовку?

39. Кто отвечает за работу видеорегистраторов в процессе приема экзаменов? Кто хранит и использует в случае необходимости отснятый видеоматериал? Как может ГИБДД гарантировать адекватность и качество материала, отснятого на не принадлежащем ему оборудовании?

40. Будет ли экзамен считаться проведенным, если в процессе его проведения аудио-видеорегистратор вышел из строя?

 

Автодромы для первоначального обучения вождению транспортных средств.

При разработке указанных документов был учтен положительный опыт применения автоматизированного автодрома в процессе обучения кандидатов в водители, который был апробирован в рамках проведенного в соответствии с приказом МВД России эксперимента на базе ГУВД по Челябинской области. Его результаты показали, что применение таких автодромов обеспечивает существенное повышение качества подготовки водителей. Так относительные показатели количества административных правонарушений, допущенных водителями, прошедшими обучение с его применением, в расчете на 100 выданных удостоверений, ниже на 10%, на 17% ниже количество ДТП с пострадавшими и на 5% с материальным ущербом. Наряду с этим серьезно повышается и производительность работы по приему экзаменов (в расчете на количество человеко-экзаменов на одного экзаменатора — более чем в 15 раз).

0042-3 17

В соответствии с новыми требованиями, каждая автошкола должна иметь автодром, обеспечивающий выполнение каждого из учебных заданий, предусмотренных Программами и Методикой квалификационных экзаменов. В целях имитации реальных условий движения на площадке должны быть оборудованы: пешеходный переход, железнодорожный переезд, дорожные знаки, светофор, разметка по ГОСТу.

К сожалению, практическое исполнение указанных нормативных документов вызывает целый ряд конкретных вопросов правового, организационного, экономического характера. Отсутствие ответов на них вызывает произвольное, различающееся по регионам толкование указанных нормативных документов, и в некоторых случаях грозит практически полной остановкой процесса подготовки водителей. МААШ на основании поступающей из регионов информации подготовлен соответствующий перечень таких вопросов.

 

Вопросы, требующие дополнительного разъяснения, направленные МААШ в ДОБДД и Минобрнауки

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам (499) 159-7679, (925) 518-1225 моб., (977) 919-0331 моб., а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика