АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ОПРОСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ПО СОДЕРЖАНИЮ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ (В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ МИНОБРНАУКИ № 636 ОТ 18.06.2010 Г.)
Почти год автошколы России обучают кандидатов в водители по новым примерным программам подготовки водителей транспортных средств.
Нам представилось целесообразным обсудить эффективность процесса обучения водителей по новым программам, соответствие структуры и содержания программ требованиям сегодняшнего дня, выявить их недостатки и достоинства, для того, чтобы, используя наработанный опыт автошкол обучения по новым программам, донести консолидированное мнение профессионального сообщества до Министерства образования и науки Российской Федерации и других профильных министерств и ведомств.
В результате опроса было выявлено следующее:
Более половины автошкол считает необходимым увеличить количество часов, отводимых на изучение теории. При этом почти половина считает необходимым увеличить часы на ПДД, и почти 40% — на изучение предмета «Основы управления ТС и безопасность движения».
Почти 40% автошкол считают, что необходимо увеличить количество часов, отводимых на вождение в реальных условиях движения.
В связи с этим необходимо заметить, что в ЕС не устанавливается количество часов на вождение, а сформулированы требования, которым должен удовлетворять кандидат в водители, чтобы обучение можно было считать законченным. Очевидно, что это является наиболее правильным подходом.
Как мы видим, почти половину автошкол не устраивает содержание существующих сегодня программ. Как по теории, так и по вождению.
Причины отмеченных недостатков действующих программ следует искать в том, что отсутствует документ, который должен быть положен в основу разработки Примерных программ — Профессиональный стандарт водителя. Стандарт должен был бы определить требования к знаниям, навыкам и умениям водителя, которыми он обязан овладеть в процессе обучения. А квалификационный экзамен должен определить: «Приобрел или нет в процессе обучения кандидат в водители необходимые знания, навыки и умения»?
Обобщая изложенное можно сделать вывод о том, что существующие Примерные программы должны быть коренным образом переработаны на основании научно обоснованного Профессионального стандарта водителя.