Уважаемая Татьяна Вячеславовна,
уважаемые участники
В системе Минавтотранса существовала мощная сеть
Госзаказчик
Проекты профессиональных стандартов водителей разработаны по каждой категории транспортных средств,
На данный момент по работе завершена стадия анализа
1. Выявлено, что профессиональный стандарт водителя никогда
2. Систематизированы отдельные компоненты профстандартов, действующие
3. Выявлен предварительный формат
1. перечень функциональных требований
2.
3. требуемые компетенции по каждому уровню (знания, умения, навыки, самостоятельность принятия решений, ответственность
То есть ядро/суть профстандарта – это перечень требований
1. Какой водитель нужен работодателю – транспортному предприятию
2. Какие функции, работы, действия должны выполняться водители
3. Какими компетенциями должен владеть водитель, чтобы соответствовать требованиям работодателя,
4. Какими психофизиологическими качествами должен обладать водитель (стрессоустойчивость, скорость реакции, толерантность к др. участникам дорожного движения, устойчивость
Концепция разработки профстандарта водителя опирается
С целью полного учета профстандарта водителей для разработки новых программ подготовки водителей (мероприятие
Например,
В целом действующую ныне нормативную правовую среду разработки профстандарта водителя можно охарактеризовать следующим:
- квалификационные требования
к водителям свыше15 лет не адаптировались к современной среде дорожного движения, включая изменившиеся психологическиеи социальные приоритеты граждан, участвующихв дорожном движении. не проводится оценка пригодности гражданк управлению транспортными средствами- содержание
и объем программ подготовки водителейне зависят от того, намеревается ли кандидатв водители использовать транспортное средство только для собственных нужд или осуществлять профессиональную деятельность - как констатируют ассоциации автотранспортных перевозчиков,
у программ подготовки водителей имеется, как минимум, три крупных недостатка:не учитываются требования работодателей- водители недостаточно подготовлены
к профессиональной деятельности - имеет место дефицит квалифицированных водителей, которым можно
было бы доверить дорогие современные транспортные средстваи груз
Проект профстандарта разрабатывался
Таким образом,
1. Профессионально важные функции
2. Профессионально важные функции
3. Оставляются только наиболее часто повторяемые профессионально важные функции
4.
5. Первый вариант профстандарта изменяется/дополняется репрезентативным множеством транспортных операторов
6. Оставляются только наиболее часто повторяемые компоненты профессионального стандарта (90% доверительный интервал)
7. Исходя из п.
8. Широкая рассылка, обсуждение
Восьмиуровневая система фильтрации всех компонентов профстандарта водителя стала минимально необходимой процедурой, выполняемой раздельно по каждой категории транспортного средства
Профессиональный стандарт водителя предназначен для следующего:
- оценка квалификации (готовности водителя определенной категории ТС
к качественному и безопасному выполнению своих функций)и сертификации водителей - формирование программ подготовки водителей ТС
и образовательного стандарта - решения задач
в области управления персоналом (разработки систем стимулирования, профподбораи профотбора водителейв зависимости от видов перевозоки др.) - поддержания единых требований
к качеству профессиональной деятельности - мотивации
к профессиональному ростуи уверенности в том, что соответствие профстандарту дает водителю преимуществана рынке труда.
Актуальность
- Впервые проекты профстандартов водителей разработаны
с учетом мнения отрасли (как работодателей, таки специалистов по подготовке водителей) Следовательно — профстандарты станут актуализированными, реалистичнымии приближенными к повседневной работе как органов государственного регулирования, таки транспортных операторов- Впервые представлены профстандарты водителей, детализированные по категориям
- Впервые разработаны профстандарты водителей
с учетом экологичного стиля вождения.
- сформировать профессиональные требования
к системе подготовки водителей - законодательно закрепить требования работодателей (перевозчиков)
к системе подготовки водителей, включая программыи порядок подготовки (кто, как долгои чему именно должен учить водителей, кто должен регулировать подготовку водителей профессионалов (работающихза плату или вознаграждение) и «непрофессионалов» (использующих транспортные средства для некоммерческих целей – без оплаты или вознаграждения) - построить фундамент системы подготовки
(и аттестации) водителей, исходяиз запросов и требований работодателей (перевозчиков)
Приложены проекты профессионального стандарта водителей транспортных средств различных категорий.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Классификация транспортных средств согласно Конвенции ЕЭК ООН «О дорожном движении»
России, как участнику Венской конвенции, предстоит привести национальное законодательство
На данный момент, согласно ЕЭК ООН, водительское удостоверение может выдаваться для управления транспортными средствами следующих категорий (приводится полный корректный текст характеристик согласно документу Рабочей группы по безопасности дорожного движения (WP.1) КВТ ЕЭК ООН:
- А мотоцикл;
- В автомобиль
(за исключением транспортного средства, относящегосяк категории А) разрешенная максимальная масса которогоне превышает 3500 кг и число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя,не превышает восьми; автомобиль категории В, сцепленныйс прицепом, разрешенная максимальная масса которогоне превышает 750 кг; автомобиль категории В, сцепленныйс прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает750 кг, ноне превышает массы автомобиля без нагрузки,а общая разрешенная максимальная масса такого составане превышает 3500 кг; - С автомобиль,
за исключением относящегосяк категории D, разрешенная максимальная масса которого превышает3500 кг; автомобиль категории С, сцепленныйс прицепом, разрешенная максимальная масса которогоне превышает 750 кг; - D автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров
и имеющий более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобиль категории D, сцепленныйс прицепом, разрешенная максимальная масса которогоне превышает 750 кг; - ВЕ автомобиль категории В, сцепленный
с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобиль категории В, сцепленныйс прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает750 кг, а общая разрешенная максимальная масса такого состава превышает3500 кг; - СЕ автомобиль категории С, сцепленный
с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает750 кг; - DE автомобиль категории D, сцепленный
с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает750 кг. На основании национального законодательствав рамках категорий А, В, С, СЕ,D и DE могут вводиться следующие подкатегории транспортных средств,на управление которыми может выдаваться водительское удостоверение: - А1 мотоцикл
с рабочим объемом двигателя,не превышающим 125 см3, и максимальной мощностью,не превышающей 11 кВт (легкий мотоцикл); - В1 моторизованный трицикл или квадрацикл;
- С1 автомобиль,
за исключением относящегосяк категории D, разрешенная максимальная масса которого превышает3 500 кг, ноне превышает 7 500 кг; автомобиль подкатегории С1, сцепленныйс прицепом, разрешенная максимальная масса которогоне превышает 750 кг; - D1 автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров
и имеющий более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя, ноне более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобиль подкатегории D1, сцепленныйс прицепом, разрешенная максимальная масса которогоне превышает 750 кг; - С1Е автомобиль подкатегории С1, сцепленный
с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает750 кг, ноне превышает массу автомобиля без нагрузки,а общая разрешенная максимальная масса такого составане превышает 12000 кг; - D1E автомобиль подкатегории D1, сцепленный
с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает750 кг, ноне превышает массу автомобиля без нагрузки,а общая разрешенная максимальная масса такого составане превышает 12000 кг.
Помимо перечисленных выше категорий
Подкатегория А2 (мощные мотоциклы), как видим,
По распоряжению Правительства РФ 1174
План мероприятий федеральных органов исполнительной власти по оптимизации государственной функции по приему экзаменов
В пункты 2, 3,
Из пункта
Во исполнение Плана МВД подготовило
1.
Предлагаем дополнить статью
Наряду
2.
Предлагаем внести
- аккредитация образовательных учреждений осуществляется
на добровольной основе по инициативе самого образовательного учреждения, равно каки иные образовательные учреждения могут воспользоваться услугой аккредитованных образовательных учрежденийна добровольной основе; - определить основные требования
к программным комплексам для приема теоретического экзаменаи аудио-видеонаблюдения для приема практического экзамена; - определить основные (минимальные) требования
к автоматизированным автодромам,в том числе количество упражнений иих суть. Эти упражнения должны быть включеныв методику приема экзаменов какна автоматизированных автодромах, так ине автоматизированных закрытых площадках для приема первого этапа практического экзамена. Считаем, что упражнения должны подтвердить наличие необходимых моторных навыков, позволяющих управлять транспортным средством без посторонней помощи. Такие упражнения как проезд перекрестков, переездов, пешеходных переходов различной сложностии организации движенияне целесообразно включатьв первый этап практического экзамена, так как все эти упражнения выполняются при проведении второго этапа вождения ине требуют имитациина закрытых площадках или автодромах. Введение этих упражненийна закрытых автодромахи площадках значительно увеличивает стоимость площадки иее размеры. Во многих регионах образовательные организациине имеют возможности по введению этих упражнений; - предусмотреть возможность при приеме экзаменов
на право управления транспортным средством соответствующей категории использовать результаты внутренних экзаменов, проводимыхв аккредитованных организациях.
3.
Предлагаем внести
- отменить второй абзац части
2 пункта 10 по причинам, указанным вышев качестве обоснования по исключению пункта2 статьи 26 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; - категории транспортных средств
и подкатегории привестив соответствие с Венской конвенциейо дорожном движении; - предусмотреть положение, запрещающее принуждать кандидатов, обучающихся
в организациях, не имеющих аккредитации,к сдаче экзаменав аккредитованных образовательных учреждениях; - пункт
28 изложить в следующей редакции: «Автомобили, используемые при проведении практического экзамена, должны быть обозначены опознавательными знаками «Учебное транспортное средство»и оборудованы дополнительными педалями сцепления (кроме транспортных средствс автоматической трансмиссией)и тормоза, зеркалом заднего вида для экзаменатора,а также системой видеофиксации экзаменационного процесса, обеспечивающей фиксацию дорожной ситуациии действий кандидатав водители и экзаменатора.».
4.
При подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок подготовки
По представленному
Министерство транспорта Российской Федерации рассмотрело проект федерального закона «О внесении изменений
В пункте
- второй абзац пункта
3 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» изложитьв следующей редакции: «3. Состав технических средств контроля, предназначенных для проведения квалификационных экзаменов, требованияк ним, а также условияих применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.»; - первый абзац пункта
4 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» изложитьв следующей редакции: «4. Допускается участиев проверке теоретических знанийи практических навыков кандидатовв водители при проведении теоретическогои первого этапа практического экзаменов образовательных учрежденийи организаций, осуществляющих подготовку (переподготовку) водителей транспортных средств, имеющих соответствующую аккредитацию, полученнуюна добровольной основе.»; в пункте 13 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» устанавливаются случаи, когда будут действительны международное водительское удостоверениеи иностранное водительское удостоверение, при этомне установлен федеральный орган исполнительной власти или должностное лицо, которому предъявляются указанные водительские удостоверения при признанииих действительными; в пункте 3 статьи 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» после слов «если такая подготовка предусмотрена образовательными программами,» добавить слова «специализированных юношеских автомобильных школах,» далее по тексту,т.к названая категория автошкол предусмотренав действующей редакции статьи25 указанного Федерального закона, ав пояснительной запискек законопроекту не приведены основания для исключения указанной нормы.
Во исполнение Плана реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций
На основании изложенного, проект федерального закона «О внесении изменений
Обязательно отметить, что речь идее не