125212, Москва, Ленинградское шоссе, дом 46+7 (925) 518-1225, +7 (977) 919-0331

Поиск по сайту

congress

Пятый международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни»

Санкт-Петербург
25 сентября 2014 года

РЕКОМЕНДАЦИИ «круглого стола» № 1 на тему
«Безопасность дорожного движения зависит от нас. Система подготовки водителей и воспитания участников дорожного движения: личный и общественный аспекты»

Обсудив состояние и актуальные проблемы системы подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении, воспитания участников дорожного движения, основные причины и условия совершения водителями дорожно-транспортных происшествий, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Проведение четвертого международного конгресса способствовало решению задач по формированию государственной политики в сфере безопасности дорожного движения, устранению пробелов в законодательстве. Так, рекомендации конгресса по усилению ответственности за правонарушения на дорогах, по введению новых категорий, подкатегорий управления транспортными средствами нашли свое отражение в изменении законодательства.

В настоящее время законодательными и исполнительными органами государственной власти проводится большая работа по сокращению количества дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий. Особое внимание уделено вопросам подготовки водителей и воспитания участников дорожного движения.

На заседании «круглого стола» рассмотрены вопросы реализации положений Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», а также мероприятий, направленных на формирование системы воспитания и обучения участников дорожного движения, предусмотренных Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах».

Основная цель программы — сокращение числа погибших в дорожно- транспортных происшествиях к 2020 году на 28,82%. Для ее достижения необходимо продолжить работу по решению ряда задач, в том числе по формированию негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения, привитию детям навыков безопасного поведения на дорогах, повышению культуры вождения, развитию современной системы оказания помощи пострадавшим, усилению требований к подготовке водителей и к автошколам, осуществляющим такую подготовку.

Согласно федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах» проводится целый ряд мероприятий, направленных на формирование системы воспитания и обучения участников дорожного движения. Предусмотрено:

техническое перевооружение, строительство, реконструкция центров подготовки и переподготовки, дополнительного профессионального образования, повышения квалификации специалистов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

создание 3 федеральных центров по подготовке и повышению квалификации специалистов, занимающихся обучением водителей транспортных средств, специалистов по приему квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами различных категорий и подкатегорий, водителей транспортных средств из числа людей с ограниченными физическими возможностями, по подготовке и повышению квалификации специалистов по обучению управлению транспортными средствами лиц с ограниченными физическими возможностями на базе образовательных организаций высшего образования;

создание, тиражирование и передача пользователям учебно- методических и наглядных пособий, учебных фильмов, игр, программ для участников дорожного движения разных возрастных категорий, в том числе с использованием мультимедийных средств, освещающих вопросы безопасности дорожного движения.

В соответствии с федеральной целевой программой средства бюджетов субъектов Российской Федерации направляются:

  • на обеспечение детских образовательных учреждений научно- методическими и информационными материалами;
  • проведение обучающих семинаров по безопасности дорожного движения, создание печатной и видеопродукции, посвященной проблемам безопасности дорожного движения.

К настоящему времени для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге построено и введено в действие 3 федеральных экспериментальных центра «Детский автогородок» (в городах Владивостоке, Ульяновске и Туапсе) и 15 детских автогородков. В 1000 общеобразовательных школ всех субъектов Федерации для учащихся и учителей осуществлена рассылка комплектов учебно-методической литературы по безопасному участию детей в дорожном движении.

В Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, разработанной Минобрнауки России в 2013 году, признана необходимой разработка программ и проектов, направленных на обеспечение безопасности обучающихся общеобразовательных организаций, проведение тематических классных часов, учений и игр по основам безопасности, в том числе и на дорогах, оказание первой медицинской помощи, проведение комплекса мероприятий по информационной и психологической безопасности.

Вместе с тем, участники «круглого стола» отмечают, что существующая ситуация свидетельствует о недостаточном развитии у детей и подростков навыков безопасного поведения, безответственном отношении взрослых к жизни и здоровью детей в условиях большого роста числа транспортных средств на душу населения, и о необходимости усиления работы по обучению и воспитанию грамотных участников дорожного движения.

Профилактика дорожно-транспортного травматизма детей и подростков является одним из важнейших направлений деятельности по обеспечению безопасности на дорогах. Основную роль в осуществлении таких профилактических мер играют образовательные организации. Участники «круглого стола» обращают внимание на то, что обучение правилам дорожного движения должно занять самое прочное место в дошкольных и общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования детей.

По мнению экспертов, необходимо создать непрерывную систему обучения навыкам безопасности на дорогах, начиная с детского сада.

Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования было установлено, что целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования, в соответствии с ФГОС (Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. N 1155 об утверждении ФГОС дошкольного образования) является, в том числе способность ребенка следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдать правила безопасного поведения. Таким образом ФГОС дошкольного образования содержат нормы, позволяющие сформировать у воспитанников первоначальные представления о правилах безопасности дорожного движения.

Поэтапно вводимые ФГОС общего образования ориентированы на становление ряда личностных характеристик учащихся, в том числе на осознанное выполнение выпускником правил здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; на усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах.

Требованиями ФГОС к структуре основной образовательной программы определено наличие на уровнях начального, основного и среднего общего образования программы по формированию здорового и безопасного образа жизни и программы воспитания и социализации. Данные программы, в числе прочего, должны содержать модели организации работы с учащимися по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Изучение учебного предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования и предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровнях основного и среднего общего образования также направлено на решение задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

В целях обеспечения индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются учебные курсы, обеспечивающие различные образовательные интересы учащихся. Такие курсы могут быть реализованы в школе и по правилам безопасного поведения на дорогах.

В вариативной части учебного плана школа по своему усмотрению, с учётом интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей), может усилить преподавание тех или иных учебных предметов в части увеличения количества часов (в том числе ОБЖ, технологии и др.), ввести новые учебные предметы (в том числе учебный предмет «Правила дорожного движения»), факультативов (в том числе по правилам дорожного движения), в зависимости от специфики основной образовательной программы школы и её кадровых и иных возможностей.

Следует отметить вклад в воспитание и обучение участников дорожного движения всероссийского движения «Юные инспектора движения» (далее — ЮИД), в котором сегодня состоят свыше 600 тыс. ребят по всей стране. ЮИД создаются с целью формирования у детей специальных знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге, вовлечения школьников в работу по пропаганде безопасного поведения на дорогах и улицах среди детей младшего и среднего возраста. Юные инспекторы изучают правила безопасного поведения на дорогах, ведут пропагандистскую работу среди сверстников, оказывают содействие сотрудникам Госавтоинспекции в проведении различных социально значимых акций и кампаний, оказывают помощь в создании простейших автоплощадок на территории дошкольных образовательных организаций и уголков безопасности дорожного движения, готовят наглядные пособия для дошкольников, помогают воспитателям в проведении экскурсий.

Отряды ЮИД создаются из числа школьников в общеобразовательных и внешкольных организациях, по месту жительства детей и подростков органами образования и Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Эксперты констатируют, что совершенствование деятельности отрядов ЮИД, повышение их эффективности требует уточнения их правового статуса, а также уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Федерации по содействию созданию и развитию сети отрядов ЮИД.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к программам профессионального обучения относятся программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Из этого следует, что результатом обучения является присвоение новой профессии или повышение квалификации работника по уже имеющейся профессии. Следует отметить, что данный подход, относящийся к водителям транспортных средств различных категорий, присутствует давно. Начиная с 1993 года, в Российской Федерации действуют программы обучения, не устанавливающие различия в обучении водителей, работающих по найму и не имеющих право работать по найму. Отсутствует и отметка в водительском удостоверении, запрещающая работать по найму.

Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в России установлены категории и подкатегории транспортных средств. Их введение призвано дифференцировать условия получения права на управление ТС в зависимости от потенциальной опасности конкретных типов автомобилей и мотоциклов, обусловленной их техническими и эксплуатационными характеристиками, что будет способствовать повышению качества обучения водителей.

Вступил в силу 11 августа 2014 года приказ Министерства образования и науки России от 26 декабря 2013 года № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», которым утверждено 28 примерных программ профессионального обучения водителей.

В целях реализации Федерального закона от 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» приказом N 1408 утверждены 28 примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий:

  • 16 примерных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий: «А», «В», «С», «D», «BE», «СЕ», «DE», «Tm», «Tb», «М», «Al», «Bl», «Cl», «Dl», «С1Е», «D1E»;
  • 10 примерных программ переподготовки водителей транспортных средств: с категории «В» на категорию «С», с категории «В» на подкатегорию «С1», с категории «В» на категорию «D», с категории «В» на подкатегорию «D1», с категории «С» на категорию «В», с категории «С» на категорию «D», с категории «С» на подкатегорию «D1», с категории «D» на категорию «В», с категории «D» на категорию «С», с категории «D» на подкатегорию «С1»;
  • 2 примерные программы повышения квалификации водителей транспортных средств категорий «М», «А», подкатегорий «Al», «В1» с автоматической трансмиссией, категорий «В», «С», «D», подкатегорий «Bl», «Cl», «D1» с автоматической трансмиссией.

Программы повышения квалификации позволят водителям, которые имеют специальную отметку в водительском удостоверении о праве управления транспортным средством с автоматической трансмиссией, обучиться управлению транспортным средством с механической трансмиссией. Программы очень короткие и включают только обучение вождению транспортного средства: 10 часов для мототранспорта и 16 часов для автотранспорта.

В Примерных программах содержание образования разделено на циклы: базовый (изучается один раз при получении любой категории или подкатегории и перезачитывается при обучении на любую другую категорию); специальный, необходимый для подготовки водителей транспортных средств определенной категории или подкатегории; профессиональный цикл, обеспечивающий освоение основ профессии водителя (изучается при обучении на те категории и подкатегории транспортных средств, которые могут осуществлять перевозку пассажиров и грузов).

При этом последовательность изучения разделов и тем учебных предметов базового, специального и профессионального циклов определяется автошколами.

В Примерных программах увеличено количество часов практических занятий.

Особое внимание в примерных программах уделено вопросам психологии водителя, поэтому в базовый цикл введен новый предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя».

В учебном предмете «Основы управления транспортным средством» впервые предложено изучение принципов экологичного и экономичного управления транспортным средством, а также таких вопросов, как обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения, детская пассажирская безопасность.

Кроме изменения содержания учебных предметов новым является то, что Примерные программы содержат планируемые результаты освоения программы, систему оценки результатов освоения программы, условия реализации программы (организационно-педагогические, кадровые, информационно- методические, материально-технические) и учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию Примерной программы.

Примерные программы содержат требования к кадровым условиям их реализации. Так, педагогические работники, реализующие программу профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподаватели учебных предметов, мастера производственного обучения, должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональным стандартам. Преподаватели и мастера производственного обучения вождению в автошколе должны иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы. Так же у мастеров производственного обучения должно быть удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

Включение учебных предметов профессионального цикла в Примерные программы обучения предполагает введение обучающегося в автомобильную профессию посредством изучения общих положений транспортного законодательства, основ организации грузовых и пассажирских перевозок, а также методов оптимизации перевозочного процесса и снижения вредного влияния на окружающую среду.

Данный подход соотносится с международным опытом и соответствующими нормативными правовыми документами.

Условия реализации Примерных программ предусматривают раздел «Материально-технические условия реализации Примерной программы». Данный раздел содержит перечень учебного оборудования (технических средств обучения и учебно-наглядных пособий по предметам), требования к учебным транспортным средствам и закрытым площадкам (автодромам) для первоначального обучения вождению.

Установлен минимально допустимый размер закрытой площадки (автодрома) — не менее 0,24 га. Примерные программы устанавливают различные требования к закрытым площадкам и автодромам. Автошколам, которые начнут обучение на новые категории и подкатегории, понадобится оснащение соответствующим учебным оборудованием и транспортными средствами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, согласно которому для получения лицензии на право обучения автошколам необходимо наличие заключения Госавтоинспекции о соответствии материально- технической базы, установленным требованиям и программ, согласованных с Госавтоинспекцией.

При этом срочного переоформления лицензий не требуется. В соответствии с частью 9 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности переоформляются до 1 января 2016 года. Автошколы могут осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей транспортных средств, если в лицензии содержится такой вид образования, как профессиональное обучение.

Важно, что в новых примерных программах содержатся требования к тому, какие объекты и параметры автошкол необходимо проверять. Во-первых, на основании примерных программ автошколы должны разрабатывать и иметь свои программы подготовки водителей. ГИБДД обязано проверять эти программы на соответствие примерным программам. Во-вторых, теперь в примерные программы включены требования к классным комнатам, автомобилям и площадкам для первоначальной подготовки водителей.

Принятие новых примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, безусловно, должно способствовать выстраиванию качественно новой системы подготовки водителей транспортных средств.

Задачи по обеспечению безопасности дорожного движения также решаются в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р, целью которой является формирование к 2015 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов (наравне с другими) к транспорту, информации и связи, а также к объектам и услугам, предоставляемым населению. Мероприятия государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы носят адаптационный характер и нацелены на решение инфраструктурных проблем пользования транспортной системой людьми с ограниченными возможностями.

В рамках реализации Программы предусматриваются мероприятия, целью которых станет решение организационных и образовательных проблем безопасного участия людей с ограниченными возможностями в дорожном движении (создание системы обучения людей с ограниченными возможностями пользоваться специальными автотранспортными средствами в качестве водителя и пассажира, а также решение ряда организационных проблем, связанных с допущением их к участию в дорожном движении и обучении).

В целях организационно-методического обеспечения внедрения примерных программ профессионального обучения водителей запланирована:

  • разработка комплекса примерных программ по переподготовке водителей с категории (подкатегории) на категорию (подкатегорию) (21 программа);
  • доработка комплекса примерных программ профессионального обучения водителей различных категорий и подкатегорий на основе утвержденных профессиональных стандартов;
  • разработка учебно-методического обеспечения реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий (учебные, дедактические, методические пособия по реализации учебных предметов базового цикла; контрольно-
  • измерительные материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации; методические рекомендации по организации образовательного процесса;
  • разработка дополнительных программ для педагогических работников, реализующих программы профессионального обучения водителей.

Вместе с тем, следует отметить, что уже сегодня в автошколах должны готовить водителей транспортных средств, в соответствии с примерными программами профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.

Однако не все автошколы готовы к новым условиям.

Одной из основных проблем автошкол на сегодня является отсутствие переходного периода в части, касающейся требований к учебно-материальной базе. Для выполнения требований к площадкам, автодромам — не менее 0,24 га, по мнению экспертов необходимо предусмотреть переходный период не менее 6 месяцев для приведения закрытых площадок и автодромов в соответствие установленным требованиям и надлежащего оформления.

Также остро стоит вопрос с обеспечением автошкол преподавателями, в соответствии с новыми требованиями. Отсутствие у большинства представителей, рассматриваемой категории педагогов имеющих опыт работы в автошколах, установленного в требованиях образования.

Участники «круглого стола» отмечают, что несмотря на принимаемые меры обстановка на российских дорогах остается напряженной, требующей особого внимания и активизации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Безопасность на дорогах может быть достигнута только путем реализации комплексного подхода к подготовке водителей и воспитанию участников дорожного движения, объединения усилий и согласованности действий семьи, государства, общественных организаций и гражданского общества.

Участники «круглого стола» рекомендуют:

 

1. Государствам — участникам Содружества Независимых Государств и международным организациям:

1. Содействовать установлению согласованных правовых основ обеспечения подготовки водителей и воспитания участников дорожного движения.

2. Продолжить работу по координации усилий стран Содружества в области воспитания и обучения участников дорожного движения.

 

2. Федеральному Собранию Российской Федерации:

Осуществлять анализ правоприменительной практики, опыта работы подготовки водителей транспортных средств и воспитания участников дорожного движения.

 

3. Министерству образования и науки Российской Федерации:

1. Продолжить формирование единой системы непрерывного обучения безопасному участию в дорожном движении, предусматривающей соответствующее материально-техническое оснащение, использование мобильных автогородков в образовательных организациях, детских и молодежных оздоровительных лагерях с целью формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении.

2. Разработать и утвердить профессиональные стандарты и программы подготовки педагогических работников, реализующих программы профессионального обучения водителей транспортных средств.

3. Разработать и утвердить специальные программы профессионального обучения водителей транспортных средств для лиц, не достигших 18 лет и адаптивные программы для профессионального обучения водителей транспортных средств лиц с ограниченными возможностями здоровья.

4. Обеспечить учебно-методическое сопровождение реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий.

5. Обеспечить разработку дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, направленных на изучение правил безопасного поведения на дорогах, в том числе дополнительной общеразвивающей программы «Юные инспектора движения» и направить их в качестве рекомендаций в субъекты Российской Федерации.

6. Рассмотреть возможность установления переходного периода в целях приведения образовательной деятельности по реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий, утвержденных приказом Минобрнауки от 26.12.2013 года № 1408 в части, касающейся требований к закрытым площадкам.

7. Подготовить примерные рекомендации по созданию отрядов юных инспекторов движения, их организационно-методического и материально- технического обеспечения.

 

4. Министерству внутренних дел Российской Федерации:

1. Разработать единую общероссийскую методику мониторинга качества подготовки водителей.

2. В связи с утверждением примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств, организовать и провести широкую просветительскую кампанию в СМИ по разъяснению новшеств в сфере получения водительских прав.

 

5. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять меры по обустройству улично-дорожной сети, прилегающей к образовательным организациям, стационарным наружным освещением, тротуарами и пешеходными дорожками, а также созданию безопасных условий для перехода детьми проезжей части;

2. При разработке региональных целевых программ по повышению безопасности дорожного движения предусмотреть в них:

  • проведение тематических массовых мероприятий, конкурсов и фестивалей;
  • создание на территории субъектов Российской Федерации автогородков и центров по формированию у детей и подростков и молодежи навыков безопасного участия в дорожном движении;
  • повышение квалификации преподавателей дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей по вопросам обеспечения безопасности детей как участников дорожного движения.

3. Предусмотреть создание отрядов юных инспекторов движения.

 

Сведения, представленные на настоящем сайте, не являются офертой, в том числе не являются публичной офертой. Информацию об актуальной стоимости товаров (работ, услуг), представленных на настоящем сайте, вы можете получить по телефонам (499) 159-7679, (925) 518-1225 моб., (977) 919-0331 моб., а также при заключении договоров купли-продажи (договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда).

Яндекс.Метрика