Ассоциация московских автошкол по согласованию с УГИБДД ГУВД г. Москвы в течение трёх месяцев (февраль, март, апрель) 2012 г. проводила мероприятия по участию общественных инспекторов — наших представителей в приёме квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами категории «В».
В качестве общественных наблюдателей выступили руководители автошкол — членов Ассоциации, квалифицированные инструкторы и преподаватели, как частные, так и работающие в автошколах, с большим стажем практической работы по подготовке водителей, бывшие сотрудники ГИБДД, всего 24 чел. Было проведено 47 экзаменационных дней в 9 экзаменационных подразделениях г. Москвы. Принято экзаменов у 450 человек, среди них — 58 человек после самоподготовки, остальные — выпускники 80 автошкол Москвы. Наблюдения проводились на втором этапе практического экзамена — в городских условиях. Во время квалификационных экзаменов общественными инспекторами были заполнены Проверочные листы, в которых отмечались недостатки и ошибки, допущенные кандидатами в водители во время экзаменов, и результаты экзаменов по оценке инспектора ГИБДД и по собственной оценке общественного наблюдателя.
В результате получены следующие данные:
- Средний % сдачи у выпускников автошкол — 14% по оценкам инспекторов ГИБДД, 20% — по оценке общественных инспекторов. Средний % сдачи у подготовившихся самостоятельно по оценке, как инспекторов ГИБДД, так и общественных наблюдателей — менее 2%.
- Максимальный % сдачи а/ш - СВАО (ул. Пришвина, Сигнальный пр.)
- Минимальный % сдачи а/ш — ЮЗАО (ул. Ак. Глушко)
- Наибольшее расхождение оценок инспекторов ГИБДД и общественных наблюдателей в двух МРЭО - ЮЗАО (на ул. Ак. Глушко) и ВАО (Б. Косинской).
- СВАО (ул. Пришвина, Сигнальный пр.)
- 5 экз. дней
- 40 экзаменуемых
- самоподготовки нет
- отмечены несколько случаев, когда по оценки инспектора ГИБДД — сдал, а обществ. инспектор поставил оценку «не сдал»
- средний % сдачи 32% (по оценке общ. инспекторов — 38%)
- ЮАО (ул. Нагатинская)
- 4 экзам. дня
- 30 экзаменуемых
- самоподготовки нет
- средний % сдачи 15% (по оценке общ. инспекторов 20%)
- средняя продолжительность экзамена — 5 минут
- ул. Лобненская
- 6 экз. дней
- 57 экзаменуемых (38 чел. после а/ш и 19 чел экстерников)
- средний % сдачи у а/ш 16% (по оценке общ. инспектора 22%)
- средний % сдачи у экстерников 5%
- ЮЗАО (ул. Ак. Глушко)
- Экзам. Дней — 5
- Экзаменуемых — 56 чел (7 чел. экстерников и 49 чел. из а/ш)
- средний % сдачи у а/ш — 4% (общ. Инспекторы — 12%)
- средний % сдачи у экстерников — 0%
- ВАО (ул. Б. Косинская)
- Экзам. дней — 5
- Экзаменуемых — 58 чел
- самоподготовки нет
- средний % сдачи — 6% (по оценке общ. Инспекторов — 16%)
- СЗАО (ул. Твардовского)
- Экз. Дней — 5
- Экзаменуемых — 50 чел (а/ш — 48 чел., и после самоподготовки — 2 чел.)
- средний % сдачи а/ш — 10%
- средний % сдачи после самоподготовки — 0%
- Варшавское ш., д.170Д
- экз. дней — 7
- экзаменуемых — 75 чел (49 чел а/ш и 26 чел. после самоподготовки)
- средний % сдачи у а/ш — 21% (общ. Инспекторы — 29%)
- средний % сдачи после самоподготовки — 0%
- средняя продолжительность экзамена — 6 минут
- ЮВАО (ул. Н. Поля)
- Экзамен. Дней — 6
- Экзаменуемых — 52 чел
- самоподготовки нет
- средний % сдачи — 23% (по оценке общ. инспекторов — 27%)
- отмечены несколько случаев, когда по оценке инспектора ГИБДД — кандидат в водители получал оценку «сдал», а обществ. инспектор поставил оценку «не сдал»
- СВАО (ул. Пяловская)
- экзамен. дней — 4
- экзаменуемых — 41 чел. (а/ш — 37 чел и 4 после самоподготовки)
- средний % сдачи а/ш — 27%
- средний % сдачи после самоподготовки — 0%
КОММЕНТАРИИ К ПОЛУЧЕННЫМ ДАННЫМ.
1. Уровень подготовки сдающих экзамены экстерном (после самоподготовки) очень низкий — по сравнению с выпускниками автошкол — на порядок хуже, что подтверждает также полученная нами статистика сдачи экзаменов — менее 2%.
Сдающие экзамены после самоподготовки показали полное неумение видеть дорожную ситуацию, дорожные знаки и разметку, вовремя заметить помеху, соблюдать правила дорожного движения. Большинством даже не были освоены элементарные навыки управления автомобилем, ввиду недостаточности практических занятий.
Отмечены случаи, когда учащиеся одной из автошкол («Центральной а/ш»), в процессе обучения регулярно, почти каждую неделю приходят сдавать экзамен, как самостоятельно подготовившиеся, еще не закончив обучение, не пройдя ни полный курс теории, ни вождения. А поскольку у «самоподготовщиков» это никак не проверяется, они, надеясь, видимо, на удачный случай, регулярно и безуспешно пытаются сдать экзамены, создавая значительную нагрузку на работу экзаменационных подразделений. В среднем количество попыток у наблюдавшихся нашими представителями сдающих экстерном от 5 и выше.
Более 2/3 из сдающих после самостоятельной подготовки обучались в нелицензированных учебных заведениях, причем многие из них и не подозревали изначально, что это не автошкола в юридическом смысле. Внутренние экзамены в таких организациях не проводятся, и уровень подготовки таких учащихся — ниже всяких мыслимых требований к начинающему водителю. Если же в конце обучения, обучаемый в такой организации желал все-таки получить необходимый документ о прохождении полного курса обучения и успешной сдаче внутреннего экзамена, ему предлагалось доплатить некоторую сумму (от 5 до 8 тыс. рублей) и выписывалось свидетельство с печатью лицензированной автошколы.
Остальная часть — кандидаты в водители, которые готовились с помощью родственников или знакомых, хотя это запрещено законодательством, но опять же никак и никем не проверяется и не контролируется. Некоторые из этих будущих водителей показывали довольно уверенное владение органами управления автомобилем, хорошую скорость, но при этом — отсутствие элементарных понятий о требованиях ПДД, культуре вождения, водительской этике. Для них характерно полное игнорирование дорожных знаков, разметки, сигналов светофора. В процессе экзамена они не раз создавали опасные ситуации на дороге. Тем самым показывая, что отсутствие культуры вождения у многих московских водителей, неуважительное отношение к другим участникам дорожного движения неизбежно передается и их ученикам.
2. Выпускники автошкол показали очень дифференцированный уровень подготовки, от хорошего до откровенно слабого. Поскольку наблюдались экзамены у достаточно значительного количества автошкол — 80, то средний % сдачи, на наш взгляд, является очень усредненным показателем и не позволяет дать определенных характеристик качеству обучения в автошколах. Отдельные автошколы показали очень неплохой уровень подготовки своих выпускников и % сдачи экзамена у них наблюдался от 30 до 60%. Это такие автошколы как: «Перспектива», «Аспект-авто», «Звездный мост». А некоторые автошколы, надо признать, показали очень слабый уровень подготовки и низкий % сдачи экзамена — менее 10%. Такие как «Альфа-образование», «Евроавтомотошкола», УКК «Автодор».
Нам были также проанализированы типичные ошибки у сдающих экзамены кандидатов в водители, и основные причины отрицательного результата экзаменов.
Наиболее часто отмечаемые ошибки кандидатов в водители:
- невысокая скорость, чаще всего не выше второй передачи,
- неумение корректно трогаться на подъеме, без отката
- не плавная работа педалями сцепления и газа
- невключение указателей поворотов
- несоблюдение безопасного бокового интервала.
То есть — это те необходимые для водителя навыки, которые проверяются на первом этапе экзамена (на площадке), и которые, как показывают наши наблюдения, несмотря на успешную сдачу первого этапа экзамена, будущие водители применить в городских условиях не всегда способны.
Кроме того, эти ошибки, составляющие более 70% от общего количества недостатков, относятся по действующей методике приема экзамена к мелким и средним, но в сумме своей позволяют поставить оценку «не сдал». И это, на наш взгляд, является одним из главных недостатков действующей методики, также, как и время проведения экзамена, которое в среднем составило менее 15 минут, а в отдельных экзаменационных подразделениях менее 5 минут.
Основными причинами несданного экзамена:
- недостаточная практика вождения в условиях реального дорожного движения и, как следствие, неуверенные действия за рулём, неумение наблюдать за дорожной обстановкой, правильно оценивать дорожную ситуацию и принимать адекватные решения,
- слабая психологическая подготовка, волнение, стресс, что приводит кандидата в водители к неправильным действиям.
И главный итог нашего мероприятия — это, то, что проведение таких наблюдений — несомненно полезная вещь, как для автошкол, поскольку позволяет, как бы со стороны взглянуть на результаты своей работы, разобраться с недостатками и упущениями, что в итого приведет к повышению качества подготовки учащихся, так и для экзаменаторов ГИБДД, так как по нашему мнению является дисциплинирующими фактором и позволяет повысить объективность проведения экзамена и итоговой оценки.
В связи с этим, мы хотели обратиться к руководству УГИББД с предложением продолжить совместные мероприятия такого рода осенью этого года, а также разрешить представителям автошкол, заинтересованных в совершенствовании своей работы и организации экзаменов, присутствовать при приеме городского этапа экзамена.
И самое главное, мы считаем, что установившийся диалог между Ассоциацией автошкол и Управлением ГИБДД по г. Москве — очень позитивный процесс, которого раньше, за более, чем десятилетнюю деятельность Ассоциации, мы не наблюдали и который за последние полгода, действительно позволил вместе обсуждать проблемы подготовки водителей, организации квалификационных экзаменов, искать пути их решения и как результат: работать на повышение дорожной безопасности в городе.