Новые методы организации приема квалификационных экзаменов в Госавтоинспекции Московской области
Начальник отделения УГИБДД УВД Московской области, Владимир Сергеевич Баклыков
Уважаемые участники конференции разрешите поприветствовать вас от лица Госавтоинспекции Московской области!
Мне хотелось бы поделиться накопленным опытом в организации приема квалификационных экзаменов в нашем субъекте Российской Федерации.
В июле-августе текущего года Управлением ГИБДД ГУВД по Московской области подготовлен ряд нормативных правовых документов, направленных на улучшение организации приема граждан, оказания практической помощи, выработки единых методических рекомендаций, внедрения передовых методов автоматизированного контроля и повышения объективности при приеме экзаменов на получение права на управление транспортными средствами.
Так указание УГИБДД ГУВД по Московской области от 24.07.2010 № 2014 «О комиссионном приеме квалификационных экзаменов», предписывает следующие основные требования:
1. привлекать к участию в экзаменах кандидатов в водители, представителей профильных общественных организаций; образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей, за исключением учреждений, обучавших кандидатов, сдающих экзамены; автотранспортных предприятий (инженеров по БД); военных комиссариатов (ответственных за работу с допризывниками); воинских частей (инспекторов ВАИ); командиров рот, взводов специализированных батальонов и рот 1 и 2 Специализированных полков ДПС ГУВД по Московской области;
2. принимать экзамены только с использованием средств видеонаблюдения, обеспечивающими запись действий кандидата в водители и хранение указанной информации.
Приказ УГИБДД ГУВД по Московской области от 26.07.2010 № 76 Об организации приема экзаменов у лиц, подготовившихся самостоятельно определяет, что:
1. прием квалификационных экзаменов у лиц, самостоятельно подготовившихся к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категории «В» осуществляется в 4-х подразделениях ( МОТОР-3 (г. Чехов), ОГИБДД УВД по Одинцовскому муниципальному району, в ОГИБДД УВД по Сергиево-Посадскому муниципальному району, в ОГИБДД УВД по Воскресенскому муниципальному району).
2. прием квалификационных экзаменов от данной категории граждан осуществлять комиссией с использованием автомобиля, оборудованного аппаратно-программным комплексом, обеспечивающим аудио — и видеонаблюдение за проезжей частью, контрольно-измерительными приборами, основными и дополнительными органами управления автомобилем, действиями кандидата в водители и мастера производственного обучения (экзаменатора), а также регистрацию и хранение полученной информации.
Распоряжение УГИБДД ГУВД по Московской области от 26.07.2010 № 75 Об организации обмена экзаменационными группами для приема квалификационных экзаменов в ГИБДД Московской области, организует работу в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Московской области по приему теоретического и практического экзаменов на получение права на управление транспортными средствами сотрудниками по принципу обмена экзаменационными группами подразделений.
Для исключения взимания с кандидатов в водители непредусмотренных Налоговым Кодексом РФ платежей за использование учебно-материальной базы (площадки, автомобили) образовательных учреждений, в отделы ГИБДД, МОТОР-МРЭО направлено соответствующее указание УГИБДД (№ 2336 от 20.08.10). Также Распоряжением УГИБДД от 13.10.2010 № 95 установлены требования по организации приема экзаменов на безвозмездной основе, определены подразделения имеющие условия для приема экзаменов на категории «А», «С», «Р», «ВЕ», «СЕ», график приема экзаменов.
Таким образом, в настоящее время оплата за сдачу квалификационных экзаменов на площадках всех форм собственности с кандидатов в водители не взимается.
Анализ обращений граждан для сдачи квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами категории «В» подготовившимися самостоятельно свидетельствует о продолжающейся тенденции уменьшения их количества.
Таким образом, общее количество выданных водительских удостоверений категории «В» гражданам, подготовившимся самостоятельно, с момента вступления в силу приказа УГИБДД № 76 т. е. с конца июля 2010 года, составило — 939, АППГ — 2793 (-330%), т. е. более чем в три раза меньше.
В немалой степени на это повлияло и принципиальное отношение УГИБДД к организации приема экзаменов в этих подразделениях. Так на экзаменах в состав комиссии включены представители строевых подразделений, Московского регионального союза автошкол (МРСА), сотрудников аппарата УГИБДД (отделение экзаменации ООМОРЭП).
Во исполнение требований Распоряжения № 75, в августе-декабре текущего года организовано 192 выезда экзаменационных групп по обмену. По результатам выездов экзаменаторов в подразделения Московской области можно говорить о качестве приема экзаменов, как выезжающими группами, так и подразделениями принимающими группу по обмену.
Анализ работы групп по обмену свидетельствует, что результатом выездов экзаменаторов и проявленного ими принципиального подхода при приеме экзаменов, может служить процент сдачи экзаменов по области, снизившийся за последний период на 7%.(Соотношение: июль-декабрь).
Помимо этого, можно говорить о большом общественном резонансе проведенных мероприятий, проявления большого интереса к процессу приема экзаменов как самих руководителей образовательных учреждений и организаций, осуществляющих подготовку водителей (ранее директора автошкол не часто посещали экзамены и поручали это своим заместителям или преподавателям), так и СМИ (только за август-октябрь 2010 года сотрудниками ОМОРЭП УГИБДД подготовлена съемка 5-х сюжетов о приеме экзаменов в Госавтоинспекции Московской области — 1 канал, канал Подмосковье, Вести Москва, РЕН-ТВ).
Все перечисленные меры способствовали снижению аварийности в регионе, так за 12 месяцев 2010 года на дорогах Подмосковья совершено 10659 ДТП, в которых погибли или получили ранения люди, что на 6%ниже, чем за 12 месяцев 2009 года (11343ДТП).
По вине водителей совершено 9263 ДТП, что на 6% ниже, чем за аналогичный период прошлого года (9813 ДТП). По вине молодых водителей Московской области 1607 ДТП, что на 14% ниже, чем за аналогичный период прошлого года (1870 ДТП).
По вине молодых водителей (стаж до 3-х) лет, прошедших обучение в учебных организациях Московской области произошло 595 ДТП, что на 16% НИЖЕ, чем за 12 месяцев 2009 года (710 ДТП).
Из сказанного можно сделать вывод, что только объедение усилия всех организаций и ведомств, в том числе и при приеме экзаменов, можно добиться качественной подготовки водителей транспортных средств.
АНАЛИЗ ДТП с молодыми водителями за 12 месяцев 2010 года и АППГ
Организации,осуществляющие подготовку водителей | Количество ДТП, с молодыми водителями, выпускниками учебных организаций Московской области, проживающими на территории М.О. | Удельный вес в общем количестве ДТП с молодыми водителями, выпускниками учебных организаций Московской области,проживающими на территории М.О., % |
2009 | 2010 | 2009 | 2010 |
Министерство образования | 96 | 66 | 13,5 | 11,1 |
Министерство обороны | 3 | 5 | 0,4 | 0,8 |
РОСТО | 137 | 92 | 19,3 | 15,5 |
Росавтотранс | 62 | 56 | 8,7 | 9,4 |
BOA | 29 | 25 | 4,1 | 4,2 |
ИНЫЕ | 327 | 301 | 46,1 | 50,6 |
Самостоятельнаяподготовка | 56 | 50 | 7,9 | 8,4 |
ИТОГО | 710 | 595 | 100 | 100 |
| 2009 | 2010 | Динамика, % | Удельный вес в общем количестве ДТП % |
2009 | 2010 |
Всего ДТП | 11343 | 10659 | -6 | | |
ДТП по вине водителей | 9813 | 9263 | -6 | 87 | 87 |
ДТП по вине водителей Московской области | 5458 | 4949 | -9 | 48 | 46 |
ДТП с участием молодых водителей | 4422 | 3938 | -11 | 39 | 37 |
ДТП по вине молодых водителей | 2817 | 2529 | -10 | 25 | 24 |
ДТП с участием молодых водителей Московской области | 2717 | 2341 | -14 | 24 | 22 |
ДТП по вине молодых водителей Московской области | 1870 | 1607 | -14 | 17 | 15 |
ДТП по вине молодых водителей Московской области прошедших обучение в а/ш М.О. | 710 | 595 | -16 | 6,3 | 5,6 |
За 12 месяцев 2010 года на дорогах Подмосковья совершено 10659 ДТП, в которых погибли или получили ранения люди, что на 6% ниже, чем за 12 месяцев 2009 года (11343 ДТП).
По вине водителей совершено 9263 ДТП, что на 6% ниже, чем за аналогичный период прошлого года (9813 ДТП). По вине молодых водителей Московской области совершено 1607 ДТП, что на 14% ниже, чем за аналогичный период прошлого года (1870 ДТП).
По вине молодых водителей (стаж до 3-х) лет, прошедших обучение в учебных организациях Московской области произошло 595 ДТП, что на 16% ниже, чем за 12 месяцев 2009 года (710 ДТП).