27 сентября 2010 г. Об изменениях в нормативной базе подготовки водителей
г. Сочи
Добрый день, уважаемые коллеги!
Позвольте выразить признательность организаторам конференции за возможность выступить перед столь представительной аудиторией. Межрегиональная ассоциация автошкол — пожалуй, самая представительная общественная организация, выражающая интересы автошкол; и руководство Ассоциации прилагает большие усилия для того, чтобы блюсти интересы организаций, занимающихся подготовкой водителей.
Разрешите коротко перечислить те изменения, которые произошли либо скоро произойдут в нормативной базе подготовки водителей. Прежде чем говорить о конкретных документах, позвольте назвать общие тенденции, которые проявились в течение последнего периода.
1. Особая роль Министерства юстиции:
Стандарты в НПО, СПО, ВПО — 800 ФГОС третьего поколения прошли через регистрацию впервые; при этом Минюст повлиял на содержание данных документов.
То же самое — и применительно к программам подготовки водителей:
Все Вы знаете ситуацию, которая возникла в 2009 г., в связи с требованиями к технической оснащенности автошкол, когда Минюст России потребовал от Минобрнауки России отменить их как непрошедших регистрацию, поскольку рассматриваемый документ, по мнению Минюста, содержит нормативные предписания — поэтому был отменен приказ 395 от 12 октября 2009 г. о Примерных программах подготовки водителей.
2. Расширение круга ведомств, включенных в обсуждение программ подготовки водителей — традиционно Минобрнауки, МВД и Минтранс готовили и согласовывали данные документы.
Сейчас можно сказать, что новый этап подготовки программ подготовки водителей связан с изменениями, внесенными Минздравсоцразвития.
Лето 2008 г.— при подготовке действующих программ медицинская подготовка водителей практически не обсуждалась; сейчас основные изменения происходят именно в этом компоненте.
3. Готовится новый закон «Об образовании». Весной Президент поручал внести проект закона в Правительство в сентябре; сейчас сроки сдвинулись, но в любом случае внесение Федерального закона — дело ближайшего будущего.
При этом одна из задач нового закона состоит в том, чтобы унифицировать статус образовательных программ одного вида и типа. Это влияние будущего закона проявляется уже в тех примерных программах подготовки водителей, которые со дня на день вступят в силу — многие моменты, которые прописывались в программах, будут теперь урегулированы в самом законе.
Теперь более конкретно. Главное новшество — Примерные программы подготовки водителей, утв. приказом Минобрнауки № 636 от 18 июня 2010 г. Срок публикации — сегодня! Кто подгадал?
«Собрание законодательных актов» Минюста № 39 от 27 сентября 2010 г. Срок введения в действие: 10 дней с момента публикации, 7 октября 2010 г.
Отличия в структуре и содержании:
Структура примерной программы в часовом выражении остается той же самой — 105 часов и 50 часов практической подготовки.
Но: «Оказание медицинской помощи» называется «Первая помощь»
Что касается предметно-тематического содержания данного предмета:
Примерный тематический план значительно переработан; при этом важно отметить, что Минздравсоцразвития отменил соответствующий пункт в пр. № 100 1998 г. и утвердил приказом 393 стандартную структуру подготовки по первой помощи для всех категорий непрофессионалов -медиков, оказывающих первую помощь (в т. ч. детективы, частные охранники и т. д.).
Важно отметить, что в программе появилось особое приложение, в котором регламентированы оборудование, учебные материалы, расходные материалы, учебные пособия и оснащение для преподавания предмета «Первая помощь».
Сейчас этот перечень существенно сокращен; первоначально он включал в себя гораздо больше позиций, в т. ч. новые учебные пособия и гораздо большее количество тренажеров; кроме того, программа содержит ссылку о том, что учебные материалы могут быть предоставлены медицинскими учреждениями на договорной основе.
Татьяна Вячеславовна, помнит, как в мае и июне шли эти обсуждения; сейчас этот перечень гораздо более скромен.
Кроме того, расширился утвержденный особым приложением Перечень учебных материалов и технических средств обучения.
В данном появился раздел, связанный с учебно — программной документацией. В него входят:
- примерная и рабочая программа,
- материалы по организации учебного процесса в автошколе,
- материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации, утвержденные руководителем образовательного учреждения.
Еще один раздел в Приложении — содержит описание Технических средств обучения (компьютер и средства отображения информации (проектор, телевизор или монитор).
Откуда эти новшества:
В действующих Примерных программах во вводном разделе прописывались Требования к условиям реализации Примерной программы представлены требованиями к организации учебного процесса, учебно-методическому и кадровому обеспечению, а также правами и обязанностями организаций, осуществляющих подготовку водителей.
Сейчас вводный раздел Примерной программы минимизирован и содержит лишь описание структуры Примерной программы.
Прописывая структуру рабочей программы, образовательное учреждение действует в тех пределах, что определены для свободы в изменении образовательной программы:
- изменять последовательность изучения разделов и тем учебного предмета при условии выполнения программы учебного предмета;
- увеличивать количество часов, отведенных как на изучение учебных предметов, так и на обучение первоначальному и практическому вождению, вводя дополнительные темы и упражнения, учитывающие региональные особенности;
- организовывать на основе договорных отношений обучение по предмету «Оказание медицинской помощи» в образовательных учреждениях медицинского профиля, имеющих лицензию на образовательную деятельность.
И это и задает особенности рабочей программы в отличие от примерной.
Материалы по организации учебного процесса в автошколе будут взяты из прежней программы:
- Размер учебных групп;
- Учет посещаемости;
- Порядок и длительность теоретического обучения;
- Порядок организации обучения практическому вождению;
- Формы промежуточной и итоговой аттестации.
Что касается материалов для проведения промежуточной и итоговой аттестации: вы возьмете их из Требований к результатам освоения программы (перечни знаний и умений водителя соответствующей категории), которые в новой Примерной программе специально не прописаны.
Последний пункт — требования к кадровым ресурсам автошкол.
Мастера производственного обучения должны иметь образование не ниже среднего (полного) общего, непрерывный стаж управления транспортным средством соответствующей категории не менее трех лет, и документ на право обучения вождению транспортным средством данной категории.
Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет.
Данные требования — примерно в той же формулировке будут прописаны в гл. 13 Закона «Об образовании» Здесь тенденция к унификации законодательства проявляется в полной мере.
Какие еще новшества ждут в дальнейшем:
1. Программы подготовки водителей автотранспортных средств со спецсигналами — утверждены пр. 866 от 18 августа 2010 г.— в данный момент находится на согласовании в Минюсте.
2. Разработка примерных программ в соответствии с системой категорий и подкатегорий транспортных средств, изложенных в новой редакции ст. 25 изложенной в законопроекте «О внесении изменений в ФЗ «О безопасности дорожного движения», который размещен на сайте МВД. В целом исходим из того, что структура Примерных программ будет та же; меняться будет лишь наполнение в зависимости от категорий и подкатегорий.
3. Внесение изменений в п.З ст.21 Закона «Об образовании», касающемся профессиональной подготовки, о недопущении индивидуальной подготовки водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов. Данный законопроект находится в Государственной Думе.
4. Выполнение Распоряжения Правительства 1174 от 15 июля 2010г., содержащего ряд важных новшеств, связанных с выдачей водительских удостоверений и приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами.
Я хотел бы остановиться на п. 4 Плана, ответственным по которому выступает Минобрнауки.
- единый образец свидетельства о прохождении обучения по программам подготовки водителей;
- порядок выдачи и учета данного документа;
- порядок представления в ГИБДД сведений о кандидатах в водители, проходящих обучение;
- организация федерального учета выпускников автошкол.
Заделы есть.
7 октября — заседание Рабочей группы.
Практически все изменения, о которых я скажу в выступлении, находились и находятся под контролем руководства Ассоциации. Они знают о содержании всех документов не тогда, когда они получили регистрационный номер, а тогда, когда согласовываются предварительные параметры данных документов, а затем на всех этапах подготовки и прохождения и согласования документов в ведомствах ищут возможность влиять на их содержание.